Здоровый образ жизни

Результативность воспитания и обучения студентов вуза зависит от здоровья. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость» принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно сформулировать следующим образом: «здоровье» – это отсутствие болезней; «здоровье» и «норма» – понятия тождественные; «здоровье» – это единство морфологических и социально-экономических констант. Общее для этих определений то, что «здоровье» понимается как нечто противоположное «болезни», отличный от неё синоним «норма». Доля влияния здравоохранения на здоровье человека примерно составляет 15%, в то время как образ жизни – более 50% этого влияния. В связи с этим в настоящее время возрастает интерес к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. ЗОЖ – способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Безусловно, основы ЗОЖ следует закладывать со дня рождения, но, вместе с тем укрепить свое здоровье, значительно поднять жизненный тонус можно в любом возрасте и чем раньше к этому приступить, тем лучше. Специалисты считают, что если бы каждый человек придерживался правил ЗОЖ, то общество имело бы такие достижения в медицине, которые приравнивались к крупным открытиям в науке и коренным социальным переменам в нашей жизни.

В основе ЗОЖ лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам ЗОЖ относятся: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и др. К социальным принципам ЗОЖ: эстетичность (высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте); нравственность (особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе); присутствие волевого начала; способность к самоограничению. Основными составляющими ЗОЖ выступают: соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, двигательная активность, соблюдение гигиенических требований, закаливание организма и отказ от вредных привычек.

На теоретических занятиях по физической культуре в вузе студенты формируют базовые представления о социально-биологических основах физической культуры, о роли физической культуры в укреплении и сохранении здоровья, основах ЗОЖ и др. И, конечно же, у студентов возникают различные вопросы, которые не входят в учебный материал, но актуальны и важны для них (например, о различных видах питания, репродуктивной деятельности, методах и оценок состояния здоровья

(физического, психического), элементах ЗОЖ, различных вирусных инфекциях и методах профилактики, вредных привычек и т. д.). Поэтому студенты КемТИППа собираются на заседаниях студенческого научного кружка (СНК) «Здоровый образ жизни», где рассматривают концепции и идеи отечественных и зарубежных учёных по проблемам здоровья и ЗОЖ. Рассматривая вопросы по различным проблемам, студенты высказывают собственное мнение и принимают активное участие в дискуссиях. СНК «Здоровый образ жизни» функционирует в вузе с 2004 года. Деятельность СНК «Здоровый образ жизни» направлена на достижение следующих целей: расширение научных знаний у студентов; формирование навыков научно-исследовательской деятельности студентов. Основными задачи СНК являются: овладение основами научного анализа; обеспечение постоянного участия членов СНК в научных мероприятиях различного уровня.

Направления научных исследований СНК: здоровье, физическая культура и спорт студенческой молодежи, исследование представлений студентов и преподавателей вуза о здоровье, здоровом образе жизни, формирования здорового образа и потребности в нём; исследование ценностных ориентаций студентов вуза и отражение в их жизнедеятельности и др. В заседаниях СНК принимают участие все желающие студенты вуза. Заседания проходят в форме обсуждения докладов, дискуссий, выполнения различных тестов, встреч с медицинскими работниками, ведущими специалистами по проблемам здоровья и здорового образа жизни. Студенты СНК «Здоровый образ жизни» принимают участие во внутривузовских, региональных, всероссийских и международных студенческих конференциях, в результате которых получают знания и умения культуры здоровья, приобретают навыки проведения самостоятельных научных исследований и опыт публичных выступлений. По вопросам вступления в СНК обращайтесь к руководителю кружка к.п.н., доценту кафедры «Физическое воспитание» Ивановой Светлане Юрьевне.

Ежегодно сотрудники кафедры «Физическое воспитание» КемТИПП проводят межвузовскую студенческую научно-практическую конференцию, посвящённую Всемирному дню здоровья «Физическая культура и здоровье студентов». Руководитель секции доцент кафедры «Физическое воспитание» Иванова С.Ю. В работе конференции принимают участие студенты Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Кузбасского государственного технического университета, Кемеровского института (филиала) Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова, Кемеровского государственного университета культуры искусств. Цели и задачи научной конференции:
- развитие творческого потенциала и аналитических способностей студентов;
- повышение уровня знаний и формирование навыков индивидуальной и коллективной научно-исследовательской работы студентов.
популяризация научной деятельности в студенческой сфере.